Задачей любого многонационального государства является сохранение самобытной национальной культуры этнических общностей, проживающих на его территории. Решение этой задачи требует создания благоприятных условий для развития национальных языков, являющихся необходимым условием сохранения обычаев и традиций различных этнических групп, основным средством общения, воспитания и обучения людей. Создание нормативной базы функционирования языков народов, населяющих территорию государства, служит одним из инструментов осуществления национальной политики, направленной на сохранение и развитие культурных особенностей многонациональной страны.
Правовое регулирование отношений в сфере использования языка в Российской Федерации осуществляется на федеральном и на региональном уровнях. Одним из первых законодательных актов в новой истории России стал Закон РФ «О языках народов Российской Федерации», принятый 25 октября 1991 года. Впоследствии правовые нормы, регламентирующие статус государственного языка, были закреплены в Конституции РФ 1993 г. И хотя Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации» был принят только в 2005 году, к этому времени большинство республик, входящих в состав Российской Федерации, реализовали предусмотренное частью 2 статьи 68 Конституции РФ право на установление своего государственного языка. Это право реализуется посредством принятия региональных актов о государственном языке того или иного субъекта Российской Федерации.
Из преамбулы Закона РФ «О языках народов Российской Федерации» следует, что данный нормативный акт должен был создать правовую базу для дальнейшего правотворчества в сфере государственного регулирования языковых отношений. В законе указано, что его положения направлены на создание условий для сохранения и равноправного и самобытного развития языков народов Российской Федерации и призваны стать основой для формирования системы правового регулирования деятельности юридических и физических лиц, разработки иных нормативных правовых актов. В частности, в указанном законе получили юридическое закрепление общие положения о правовом статусе языков народов России, права граждан по использованию этих языков, правовые основы использования языков в деятельности государственных органов, предприятий и учреждений, вопросы использования языков в отношениях Российской Федерации с зарубежными странами, международными организациями, субъектами Российской Федерации. При этом закон распространяет свое действие лишь на те сферы языкового общения, которые подлежат правовому регулированию, и не устанавливает юридические нормы использования языков народов Российской Федерации в межличностных неофициальных взаимоотношениях, а также в деятельности общественных и религиозных объединений и организаций.
Законодательство о языках народов Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации и состоит из федеральных законов и иных нормативных правовых актов федерального уровня, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
На конституционно-правовом уровне закреплено право каждого на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (ч.2 ст.26 Конституции); гарантированное народам России право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития (ч.3 ст.68 Конституции); права коренных малочисленных народов, гарантированные Российской Федерацией, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации (ст.69 Конституции).
В международных правовых актах содержатся нормы, направленные на недопущение какой-либо дискриминации людей по языковому признаку (Всеобщая декларация прав человека 1948 г. (ст.2); Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. (ст.14). В ст.27 Международного Пакта от 16.12.1966 «О гражданских и политических правах» особо оговаривается, что в тех странах, где существуют этнические, религиозные и языковые меньшинства, лицам, принадлежащим к таким меньшинствам, не может быть отказано в праве совместно с другими членами той же группы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды, а также пользоваться родным языком.
Одним из принципов правового регулирования языковых отношений является равноправие языков народов Российской Федерации, т.е. юридическое закрепление равных прав народов и личности на сохранение и всестороннее развитие родного языка, свободу выбора и использования языка общения. Принцип равноправия реализуется как на индивидуальном, так и на коллективном уровне. Государство гарантирует всем народам независимо от их численности равные права на сохранение и всестороннее развитие родного языка. В то же время каждому человеку гарантируется право на использование родного языка, свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества независимо от его происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, отношения к религии и места проживания. При этом равноправие языков народов Российской Федерации охраняется законом. Никто не вправе устанавливать ограничения или привилегии при использовании того или иного языка. Государство гарантирует гражданам Российской Федерации осуществление основных политических, экономических, социальных и культурных прав вне зависимости от их знания какого-либо языка. Знание или незнание языка не может служить основанием для ограничения языковых прав граждан Российской Федерации.
Статус государственного языка на всей территории Российской Федерации имеет русский язык. Также государственные языки могут быть установлены в республиках, входящих в состав Российской Федерации. Кроме того, в местности компактного проживания населения, не имеющего своих национально-государственных и национально-территориальных образований или живущего за их пределами, наряду с русским языком и государственными языками республик, в официальных сферах общения может использоваться язык населения данной местности.
В Российской Федерации алфавиты государственного языка Российской Федерации и государственных языков республик строятся на графической основе кириллицы. Иные графические основы алфавитов государственного языка Российской Федерации и государственных языков республик могут устанавливаться федеральными законами. Как отметил в своем решении Конституционный Суд Российской Федерации, установив единую графическую основу алфавитов государственного языка Российской Федерации и государственных языков республик, федеральный законодатель прежде всего констатировал и легитимировал исторически сложившиеся в стране реалии — существование и развитие языков народов России, получивших статус государственного языка, на графической основе кириллицы. Такое законодательное решение в настоящее время обеспечивает — в интересах сохранения государственного единства — гармонизацию и сбалансированное функционирование общефедерального языка и государственных языков республик, направлено на достижение их оптимального взаимодействия в рамках общего языкового пространства и не препятствует реализации гражданами Российской Федерации прав и свобод в языковой сфере, в том числе права на пользование родным языком (См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 16.11.2004 N 16-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 2 статьи 10 Закона Республики Татарстан „О языках народов Республики Татарстан“, части второй статьи 9 Закона Республики Татарстан „О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан“, пункта 2 статьи 6 Закона Республики Татарстан „Об образовании“ и пункта 6 статьи 3 Закона Российской Федерации „О языках народов Российской Федерации“ в связи с жалобой гражданина С.И. Хапугина и запросами Государственного Совета Республики Татарстан и Верховного Суда Республики Татарстан» // «Вестник Конституционного Суда РФ», N 1, 2005).
Органы законодательной, исполнительной и судебной власти должны гарантировать и обеспечивать защиту всех языков народов Российской Федерации. Законом предусмотрены меры социальной, экономической и юридической защиты. Социальная защита языков предусматривает проведение научно обоснованной языковой политики, направленной на сохранение, развитие и изучение всех языков народов Российской Федерации. Экономическая защита предполагает целевое бюджетное и иное финансовое обеспечение государственных и научных программ сохранения и развития языков народов Российской Федерации, проведение в этих целях льготной налоговой политики. Юридическая защита языков предполагает обеспечение ответственности юридических и физических лиц за нарушение законодательства о языках народов Российской Федерации.
Выберите регион в списке или на карте, чтобы ознакомиться с демографической информацией и загрузить файлы законодательного акта и комментариев к нему.